Подбор масла для экскаватора производится по ряду технических показателей. Каждый из них важен, каждый влияет на экономичность эксплуатации установки.
1. Тип масла.
Здесь всё просто: масло должно быть непременно специальным гидравлическим. Такое масло содержит присадки, подобранные специально для работы в гидросистемах. Это присадки против окисления, коррозии и износа. Масла других типов применять нельзя. Так, например, индустриальное (оно же веретённое) масло не содержит противоизносных присадок. Копеечная экономия на масле приводит к серьёзным затратам на замену и ремонт дорогостоящих узлов гидравлической системы экскаватора.
2. Класс вязкости.
Класс вязкости масла производитель обязательно указывает в документации на технику. Часто этот показатель имеется также на табличке-шильдике. Выглядит он, например, так: ISO VG 46. Это означает, что по международному стандарту ISO вязкость масла при стандартной температуре 40 С составляет 46 сантистоксов. Вязкость – это скорость истечения; чем больше цифра, тем масло медленнее течёт, тем оно более вязкое. С ростом температуры вязкость масла уменьшается, а при снижении температуры - увеличивается, вплоть до полного замерзания масла.
Если указание класса вязкости утеряно, то вот несколько рекомендаций, которые помогут Вам при самостоятельном выборе. Самые распространённые классы вязкости: 32 и 46, под них спроектировано большинство гидросистем экскаваторов. Реже встречается 68-й класс, остальные (15, 22, 100, 150) – совсем редко. Общий подход такой: чем выше рабочие температуры и выше нагрузки, тем выше должен быть класс вязкости масла. То есть, по-простому: летом выбираем цифру побольше, зимой – поменьше. Для большого экскаватора (большие нагрузки) – цифра больше, для маленького – меньше.
3. Индекс вязкости.
Индекс вязкости показывает насколько хорошо масло сохраняет свою вязкость при изменении температуры. Чем больше диапазон температур, в котором эксплуатируется техника, тем больший индекс вязкости должно иметь масло. Так, например, сравним два масла одинакового класса вязкости ISO VG 32: одно с индексом вязкости 99, а второе – 143. Вязкость первого при 0 С составляет 338 сСт, а второго – всего 156 сСт. Разница, как видите, более чем двукратная. При недостаточно высоком индексе вязкости увеличивается износ и выходы из строя гидросистемы, а также падает КПД и возрастают энергозатраты (расход топлива) установки.
Для техники, работающей вне помещений, стандартом DIN 51524-3 предусмотрена спецификация HVLP. Индекс вязкости у таких масел не должен быть ниже 140. Для гидравлических масел, предназначенных для арктических условий, индекс вязкости превышает 300. Для увеличения индекса вязкости производители добавляют в масло специальные присадки, которые несколько увеличивают цену масла, но зато весомо уменьшают эксплуатационные затраты в целом.
4. Химический состав.
Для большинства случаев подходит обычное масло на минеральной основе. Такое масло содержит противоизносные присадки на основе цинка. Однако, если в оборудовании содержится серебро или другие драгметаллы, то следует использовать масло с бесцинковыми присадками (Zn-Free). В ряде случаев может понадобиться масло на синтетической основе; это производитель экскаватора обязательно укажет в техдокументации. В последнее время всё больше востребованы биоразлагаемые масла, поскольку экологические требования год от года ужесточаются. В ходу также масла с моюще-диспергирующими свойствами для особо грязных и влажных условий работы.
|
Умеренный температурный диапазон |
Экстремальный температурный диапазон |
Умеренный диапазон, драгметаллы в гидросистеме |
Умеренный диапазон, вода и грязь в гидросистеме |
Класс вязкости ISO VG |
Индекс вязкости около 150 |
Индекс вязкости >315 |
Индекс вязкости около 150 |
Индекс вязкости около 150 |
15 |
AIMOL Hydraulic Oil HVI-P 15 |
AIMOL-M Hydromax Arctic 15 |
- |
AIMOL-M Hydromax HVLPD 15 |
22 |
AIMOL Hydraulic Oil HVI-P 22 |
- |
- |
- |
32 |
AIMOL Hydraulic Oil HVI-P 32 |
AIMOL-M Hydromax Arctic 32 |
AIMOL Hydraulic Oil HVI-ZF 32 |
- |
46 |
AIMOL Hydraulic Oil HVI-P 46 |
- |
AIMOL Hydraulic Oil HVI-ZF 46 |
AIMOL-M Hydromax HVLPD 46 |
68 |
AIMOL Hydraulic Oil HVI-P 68 |
- |
AIMOL Hydraulic Oil HVI-ZF 68 |
AIMOL-M Hydromax HVLPD 68 |
100 |
AIMOL Hydraulic Oil HVI-P 100 |
- |
- |
- |