Редукторные масла применяются в различных видах зубчатых передач, то есть пар шестерен, с помощью которых можно изменить крутящий момент, скорость вращения, а также направление передачи крутящего момента. Они защищают контактирующие пары зацепления зубчатых, червячных и винтовых передач от коррозии, обеспечивают снижение задира и износа, отвод тепла и загрязнений, и в итоге долговременную работу механизмов.
Семейства редукторных масел разделяются на две линейки:
Редукторные масла для прямозубых и косозубых редукторов могут иметь как минеральную, так и синтетическую основу.
Минеральные масла содержат пакеты присадок, обеспечивающие высокие противозадирные и антикоррозионные свойства. Они используются, как правило, при температурах до 80 °С. Продукты высокой вязкости ISO 320 могут содержать современные антиокислительные присадки, позволяющие выдерживать до 100 °С в объеме масла.
Синтетические создаются на базе полиальфаолефинового масла (ПАО). Они применяются обычно для высоконагруженных зубчатых передач или при повышенных температурах эксплуатации редуктора. Также синтетические редукторные масла следует применять, если редуктор эксплуатируется в широком диапазоне температур, в том числе при отрицательных температурах окружающей среды. Синтетические масла на основе ПАО выдерживают нагрев до 120 °С.
Следует обратить внимание, речь идет о внешнем источнике тепла, если температура растет в процессе эксплуатации редуктора, возможно, имеет место неправильный выбор вязкости масла, недостаточность его количества (зацепление в сухую), иные проблемы в работе механизма.
Для особого вида передач-червячных, где используются шестерни-колеса из мягкого цветного сплава-бронзы, применяются специальные масла.
Синтетические масла на полигликолевой основе (ПАГ) для смазывания червячных редукторов, обладают очень низким коэффициентом трения и особой стойкостью к нагреву и окислению.
При эксплуатации редуктора очень важно правильно выбрать вязкость масла. Чем выше нагрузка в паре шестерен, тем выше должна быть вязкость редукторного масла. Редукторные масла имеют, как правило, диапазон вязкости по ISO 100 до 1500.